Сцепление на мотоблоке отвечает за несколько задач. Главные функции — передача момента вращения, соединение и отсоединение двигателя с редуктором в ходе переключения скоростей. Дополнительно на этот узел кладется ответственность за снижение колебаний при работе трансмиссии, а также за плавные остановки и начало движения. От того, какое сцепление на мотоблок установлено , в большой степени зависит простота и удобство эксплуатации техники.
Содержание
- Устройство и принцип работы сцепления на мотоблоке
- Виды сцепления на мотоблок
- Какие причины поломки сцепления на мотоблоке?
- Как подобрать качественное сцепление для мотоблока?
Устройство и принцип работы сцепления на мотоблоке
Мототехнику оснащают сцеплениями нескольких видов. О самых распространенных Moroblok-Tata расскажет в следующем пункте материала. Пока же для наглядности разберем конструкцию и суть действия на примере многодискового устройства с нажимной пружиной. Механизм считается стандартным и находит применение в ряде мотоблоков, культиваторов.
В состав узла входят:
- ведущая и ведомая полумуфты, диски;
- тарельчатая пружина;
- упорное кольцо.
В мототехнике с таким устройством трансмиссии должен быть предусмотрен картер сцепления.
В фоновом режиме, когда рычаг управления не опущен, пружина притягивает друг к другу диски. Это создает достаточное трение для передачи крутящего момента от двигателя к КПП. Когда же оператор выжимает рычажок управления, то усилие от этого действия через трос, выжимные подшипники и ведомую полумуфту сдавливает пружину. Диски расходятся, и подключение к ДВС прерывается.
Виды сцепления на мотоблок
Сделать выбор, основываясь исключительно на типе сцепления — не идеальное решение. Кроме него важно учесть совместимость с мототехникой, наличие сертификатов и репутацию производителя. Однако нельзя отрицать, что конструкция сцепления влияет эксплуатацию мотоблока. Вот основные варианты устройства с их особенностями:
- Ременное, клиноременное — простое в обслуживании, состоит из недорогих деталей и расходников. Предназначено для мотоблоков легкого и среднего класса. Из недостатков — невысокая надежность и необходимость часто менять износившиеся ремни.
- Дисковое — устроено сложнее клиноременного и считается более надежным. Конструкция рассчитана на сопряжение с мощными двигателями (вплоть до 17 л. с.).
- Центробежное — один из вариантов сцепления для техники с автоматической КПП. С ним дифференциал обеспечивает плавный вход в повороты. Однако сам механизм склонен к вызову пробуксовок и и достаточно требователен в техобслуживании.
- Фрикционное (механическое) — с компонентами в форме диска или конуса. В устройстве этого типа ведущая деталь сильно связана с коленвалом, а ведомая — с первичным валом коробки переключения передач. Такая конструкция надежна и неприхотлива, поэтому мотоблоки с подобным сцеплением получили распространение у фермеров.
Самоходные с/х машины также иногда оснащаются гидравлическим сцеплением. Его принцип работы основан на том, что при нажатии на рычаг изменяется давление рабочей жидкости, что приводит в действие поршень, а затем вилку выключения.
Какие причины поломки сцепления на мотоблоке?
Часто проблемой для владельца мотоблока становится пробуксовка (проскальзывание) сцепления. При такой неполадке в первую очередь следует проверить, достаточно ли натянут тросик, который передает сигнал от рычага управления.
В мотоблоках с клиноременным механизмом причиной неправильной работы сцепления нередко становится плохое состояние ремней (слабый натяг, износ) или шкива (если на него попало масло, на котором ремни проскальзывают). В таких случаях ремонт прост — нужно провести очистку компонентов передачи, при необходимости подтянуть ремень либо заменить его на новый.
Пробуксовка из-за загрязнения поверхностей маслом характерна и для дискового сцепления сухого типа. Для восстановления работоспособности необходимо очистить от смазочного материала ведущий и ведомый элементы, просушить их и установить обратно в систему.
Виновниками проскальзывания также оказываются:
- Отсутствие зазора в муфте. Необходимо отрегулировать расстояние между нажимным элементом и подшипником.
- Упавшая жесткость сжимающей пружины. Запчасть нужно поменять.
- Износ фрикционного слоя на диске. Также проводится ремонт с заменой.
Вторая по популярности неполадка — неполное выключение. Причину нужно искать в повреждениях дисков с изменением формы и сильном трении на шлицах. В муфтах с масляными ваннами поломки могут быть вызваны неправильно подобранной смазкой.
Продлить жизнь трансмиссии помогает соблюдение простых принципов управления мотоблоком. Старайтесь при смене скоростей включать сцепление плавно, не удерживайте рычажок в промежуточном положении, избегайте долгих пробуксовок колес
Как подобрать качественное сцепление для мотоблока?
Если вы хотите внести изменения в трансмиссию, то стоит учесть, что не каждое сцепление пригодно под вашу модель мотоблока. В числе прочего ограничения касаются мощности техники. Маломощной самоходной машине для работы на небольших участках подойдет ременное сцепление. Оно недорогое и окупается при небольших объемах работ, даже если учитывать траты на расходники.
Качественным решением для мотоблока среднего или тяжелого класса станет однодисковый узел сухого типа с фрикционной муфтой. Сильные стороны механизмов этой конструкции — эффективное сохранение крутящего момента, большой ресурс и простота в обслуживании.
Для техники с дизельным мотором оптимальным решением станет сцепление одного из дисковых типов. Такие механизмы надежны и поддерживают плавное начало движения.